Московский транспорт станет тарифной головоломкой




Московские власти опубликовали новую систему тарифов городского транспорта. В ней присутствует целый ряд положительных сдвигов, главными из которых являются создание наконец пересадочных тарифов, резкое увеличение срока действия большинства билетов и появление новых точек их продаж, а также снижение цены билетов на большое число поездок. Вместе с тем имеются и явно проблемные моменты, особенно для туристов, сообщает соб.корр. Travel.ru.

В целом новые цены, ступенчато вводимые в действие 1 февраля и 2 апреля, представляют собой несколько хаотичное нагромождение старых и новых тарифов, что вынудит большинство москвичей и приезжих по-прежнему иметь в кармане несколько разных билетов и постоянно решать головоломку - какой из них лучше подходит для очередной поездки. Приезжающим в Москву туристам новая система грозит существенным ростом расходов на и так сверхдорогой транспорт. Правда, те, кто посещает столицу регулярно, смогут и сэкономить.

Теоретически наиболее интересный для туристов вид билета - дневной проездной - выглядит в новой системе форменным издевательством. Он стоит 200 рублей, то есть окупится только в случае 6-7 поездок в день. Такое количество практически никогда никому не нужно, и очевидно, что билет почти не будет востребован. В Европе стандартом цены дневного билета является в среднем стоимость 2-4 разовых поездок, но в Москве решили по обыкновению попробовать выкачать с приезжих как можно больше денег. При этом привычные для зарубежных столиц билеты на 2, 3, 5, 7 дней в новой системе отсутствуют вовсе.

Еще одной проблемой для туристов обещает стать запрет на разовые билеты. После 1 июля билетов на 1-2 поездки в метро (как и разовых билетов у водителей наземного транспорта с 2 апреля) не будет вовсе, а единственным способом заплатить стандартный тариф (28 рублей в метро и 26 в прочем транспорте) будет использование так называемого электронного кошелька (смарт-карты), на который должна быть заранее зачислена некоторая сумма. При этом не вполне ясно, где такую карточку брать приезжим, если они прибыли в столицу рано утром или поздно вечером и желают воспользоваться, к примеру, автобусом. Правда, московские власти заявили о намерении довести число точек продаж таких карт до 25 тысяч к концу 2013 года, но что именно будет этими точками, кроме касс метро и Мосгортранса, а также некоторых газетных киосков, неизвестно. Также неясно, будет ли хотя бы часть из них круглосуточными.

Кроме того, водители наземного транспорта смогут продавать либо билет на 4 поездки по 100 рублей, либо так называемый комплексный билет по 50 рублей, включающий одну поездку в метро и неограниченное их число на наземном транспорте (при этом войти в последнее транспортное средство нужно не позднее чем через 90 минут после входа в первое). Этот билет станет основной новинкой будущей тарифной системы. В частности, на 2 поездки он будет стоить 100 рублей, на 5 поездок - 220 рублей, на 11 поездок - 450 рублей, на 20 поездок - 750 рублей, на 40 поездок - 1500 и на 60 - 1800. Таким образом, в роли постоянного проездного билета на длительный срок он может быть довольно выгодным и более дешевым, чем существующие сейчас предложения - однако для поездок только на одном виде транспорта придется искать другие решения.

По идее, в этом случае будет использоваться вышеупомянутый электронный кошелек, с которого будет списываться 28 рублей за вход в метро, 26 - в прочем транспорте, и 44 рубля - в случае пересадочной поездки. Однако параллельно будут действовать и так называемые универсальные билеты, пользоваться которыми можно в любом транспорте, но без возможности пересадки. Фактически они заменят ныне действующие многоразовые карточки в метро: билет на 5 поездок с апреля будет стоить 150 рублей (сейчас 135), на 11 поездок - 300 рублей (сейчас 265 за 10 поездок), на 20 поездок - 500 рублей (сейчас 520), на 40 поездок - 1000 рублей (действующего аналога нет), на 60 поездок - 1200 рублей (сейчас 1245).

Кроме того, продолжит существовать нынешняя система многоразовых билетов только на наземный транспорт. Их можно купить только в киосках до посадки в транспорт. Цена с 1 февраля изменится лишь для части таких билетов и составит: одна поездка - 25 рублей, две - 50 рублей, пять - 100 рублей (сейчас - 98 рублей). Билет на 11 поездок обойдется в 200 рублей (сейчас - 195 рублей за 10 поездок), на 20 поездок - 350 рублей (сейчас 375), 60 поездок - 750 рублей (цена не изменится).

Таким образом, получается порядочная мешанина из новых и старых тарифов, и очень многим пассажирам придется решать в уме сложные математические задачи, чтобы определить оптимальные для них виды билетов. Кстати, московским властям следовало бы позаботиться и о менее канцелярских названиях для билетов и тарифов. Очевидно, что масса пассажиров сразу же запутается в названиях "комплексный" и "универсальный", которые по смыслу похожи, но означают в новой системе совершенно разные типы билетов. Вероятно, что после введения новых цен в кассах и киосках будет наблюдаться увеличение очередей из-за долгих выяснений, какой именно билет нужен пассажиру. С другой стороны, в конце концов эти очереди должны серьезно сократиться за счет переноса части продаж в газетные и прочие киоски, а также в силу повышения выгодности многоразовых билетов.

В мире имеется масса примеров более креативного подхода к этой проблеме, и названия вроде Oyster Card (Лондон), Octopus Card (Гонконг), Rabbit Card (Бангкок) быстро становятся узнаваемыми брендами и удобными расчетными средствами. Даже в России уже есть несколько подобных примеров - в частности, карты "Подорожник" в Санкт-Петербурге или "Дельфин" во Владивостоке.

Существенным преимуществом новой системы будет увеличение срока действия многоразовых билетов. Билеты на 1-4 поездки по-прежнему надо будет использовать за пять дней, а вот любые билеты на 5 и более поездок будут действительны 90 дней, включая день продажи. Это позволит многим пассажирам свободнее покупать более выгодные билеты на большое число поездок, не опасаясь, что их можно не успеть потратить. Это также будет удобно туристам, посещающим Москву несколько раз - можно сразу купить билет, к примеру, на 10, 20 или 40 поездок для нескольких приездов в столицу. Можно рассчитывать, что новая система позволит со временем существенно сократить очереди в кассы метро на станциях, ближайших к вокзалам, аэропортам и остановкам пригородного транспорта.

Что касается проездных, то месячный (на 30 дней) билет на наземном транспорте по-прежнему будет стоить 840 рублей, трехмесячный (на 90 дней) - 2150 рублей, на год - 7300 рублей. Аналогичные билеты на весь транспорт, включая метро, будут стоить 2200 рублей на 30 дней (сейчас - 2380), 5200 рублей на 90 дней и 17 000 рублей на год. Вместе с тем исчезнут проездные билеты только на метро, которые стоили до сих пор 1710 рублей на 30 дней, 3485 рублей на 60 дней и 11 380 рублей на год.Автор: Юрий Плохотниченко


Кто Онлайн

Сейчас 100 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте