БАРСЕЛОНА. Творения Антонио Гауди

Архитектура уникального зодчего Антонио Гауди, которого называют величайшим каталонцем, явилась одним из феноменов культуры ХХ века. Мастер отразил иллюзии и фантазии нового века, и его радостные, светлые строения - гимн природе и красоте.


Основная часть проектов Гауди сделана для региональной столицы Каталонии - Барселоны. Его архитектура далека от общепринятой. Образцом совершенства он считал куриное яйцо, и в знак уверенности в его природной прочности одно время носил сырые яйца прямо в карманах брюк, взяв их с собой для завтрака. Великий каталонский архитектор является автором проектов многочисленных зданий, рассматриваемых как настоящие шедевры: начиная от Дома Висенс, находящегося на улице Каролинас, в популярном районе Грасиа, - грациозно украшенного, в духе самобытной фантазии, и до зданий в Парке Гуэль.


Каса Висенс - дом Мануэля Винсенса-и-Монтанера (1883-1888). Удивительный дар Антонио Гауди - строить по образу и подобию природы - возможно, так и не открылся бы в полной мере, не сведи его судьба с человеком, сумевшим разглядеть в молодом человеке недюжинный талант гениального зодчего. В 1883 году тридцатилетний архитектор начинает строительство дома на улице Каррер де лес Каролинс в Барселоне для Мануэля Винсенса-и-Монтанера. Дом Винсенса в стиле мудехар - с шишечками, листиками и ягодками, с впервые появившимися параболическими арками Гауди, - становится одной из первых заявок на арт-нуво в европейской архитектуре и тут же привлекает внимание богатого мецената Дона Эусеби Гуэля (Eusebi Guell Bacigalupi), графа и промышленника.И восхищенный Дон Гуэль заваливает Гауди заказами. Так одно за другим появляются удивительные творения мастера.


Парк Гуэль - одно из самых интересных творений из наследия Гауди. Парк стал городским садом, туристской жемчужиной Барселоны и, по решению ЮНЕСКО, достоянием человечества. Там мы видим образцы смелости художника, его нежелание считаться с общепринятым: громадного дракона на развилке пышно украшенной лестницы, дома и павильоны, похожие на гребнистые раковины, знаменитые колонны зала Гипостиль, пешеходную дорожку под сводами, будто вырастающими из скалы. Парк Гуэль - самое жизнерадостное произведение Гауди. Граф купил огромный участок земли, чтобы построить на нем город будущего, город-сад.


Однако города не получилось: под застройку было продано только два земельных участка. Зато парк получился отличный. Гауди успел соорудить эстакады для машин и пешеходные дорожки, спрятанные в причудливых галереях, парящую над парком площадь, витиеватые лестницы и пряничные домики у входа. Парадная лестница с керамической балюстрадой, с драконами и змеями, изрыгающими каскады воды, ведет к базарной площади, украшенной 86-ю шестиметровыми дорическими колоннами. Волнистый потолок рынка выложен мозаикой и украшен медальонами. Колонны служат основанием для большой террасы, а украшением террасы является знаменитая извивающаяся 200-метровая скамейка с изумительной красоты мозаичной балюстрадой.


Дворец Гуэль на улице Ноу-де-ла-Рамбла издали отличим от других домов, поскольку его кровля буквально уставлена декоративными дымоходами и надстройками вентиляционных отверстий. Какой-то фантастический окаменелый лес! А в центре "леса" - конус, венчающий купол вестибюля, с блестящим шаром-солнцем и флюгером. Дворец столь же практичен, сколь и пышен с виду. Огромные входные арки позволяли экипажам легко въезжать и спускаться по винтовому пандусу в конюшни, расположенные под домом.


Дом Мила - Casa Mila or La Pedrera (1906-1910). "Каменоломня" - так окрестили этот дом ошеломленные современники, дом, не имеющий пока аналогов в мире. Его можно сравнивать еще с отвесной скалой или с пещерами, заселенными африканским племенем. Изгибающийся пористый фасад напоминает также о волнистой кромке песчаного берега, оставляемой набегающей и уходящей морской волной.В этом доме ничто не повторяется. План одного этажа разительно отличается от плана другого- подобная сложность пространственной структуры становится возможной только при отказе от опорной функции стен дома. Последний прием прослеживается в ранних постройках Гауди, когда он постепенно стал передоверять эту функцию многочисленным колоннам и столбам. Все вместе напоминает не столько дом, сколько огромную, вручную изваянную скульптуру.


Церковь Святого Семейства (Саграда Фамилиа) в Барселоне является одним из самых известных и наиболее посещаемых достопримечательностей столицы Каталонии. Это Храм Искупления Грехов, созданию которого автор посвятил большую часть своей жизни. Самым ценным в этом творении Гауди является Фасад Рождества, который включает четыре башни с оригинальными силуэтами и богатыми орнаментальными украшениями. Церковь, как видно из названия, посвящена Святому Семейству. По замыслу Гауди, Саграда Фамилиа должна была стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами: западный-Рождество, восточный-Страсти и Смерти, южный-Вознесение. Собор Гауди поражает величием замысла и блистательностью исполнения. Башня-колокольня Христа достигает 170 метров высоты.


Диковинными волнами переливаются, текут крыши церковно-приходских школ, устроенных при храме. Великолепны арки и витражи нижней церкви. Полукруглое завершение храма, где расположен алтарь, - апсида, - стала подножием для множества башенок: на них можно увидеть и сплетение цветов, и лепных ящериц или улиток. Излюбленный образ Гауди - каменный лес. Сотнями башенок и шпилей он расплескался по кровлям Саграда Фамилиа. После смерти архитектора строительство было продолжено по проектам автора его последователями. Строительство продолжается и в настоящее время. Храм Святого Семейства является местом обязательного посещения для тысяч и тысяч туристов ежегодно приезжающих в Барселону со всего мира.

Описанные выше строения - далеко не все архитектурные шедевры Мастера. В Испании, в частности, в Барселоне, есть еще несколько уникальных зданий, спроектированных им. Кроме того, существуют различные малые архитектурные формы за его авторством: фонари на королевской площади Барселоны, Сады Артигас в Ла-Побла-де-Лильет, Монументальный Розарий в монастыре Монсеррат, Ворота Миральяс в Барселоне и так далее. Антонио Гауди принял также участие в ряде совместных работ, например, реставрации Кафедрального собора Пальма-де-Мальорка.