Одни называют их чудаками, другие ими восхищаются. А сами они - в прошлом зачастую вполне успешные бизнесмены или творческие личности, добровольно отказавшиеся от навязанных обществом стереотипов, теперь живут в свое удовольствие: кто-то «хиппует» в бананово-лимонных странах, кто-то отшельничает в лесных хижинах... Блажь, сумасшествие? Или, может быть - мода? Как знать… Так кто же они - дауншифтеры, и почему все больше людей хотят присоединиться к их числу?
Александр I, Будда, Дядя Фёдор, пёс и кот
В истории известно немало случаев, когда люди оставляли карьеру, «жертвовали» социальным статусом и благосостоянием в пользу духовного самосовершенствования и свободной жизни. Дауншифтером, например, вполне можно назвать принца Сиддхартха Гаутама (Готама) из рода Шакья-Муни, известного как Будда. Он оставил дворец, отказался от наследства и стал монахом.
Одна из легенд дома Романовых гласит, что император Александр I вовсе не умер, а стал отшельником. Старец Фёдор Кузьмич - никто иной, как Его Величество, скоропостижная смерть которого в Таганроге породила в народе массу слухов (Н. К. Шильдер в своей биографии императора приводит 51 мнение, возникшее в течение нескольких недель после смерти Александра). Один из слухов сообщал, что «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душою и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». Позднее в 30-40-х годах XIX века появилась легенда о том, что Александр, измученный угрызениями совести (якобы (!) как соучастник убийства своего отца императора Павла), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем Фёдора Кузьмича. Старец странствовал по деревням Мариинского уезда, а источником его дохода было обучение детей (грамоте, Священному Писанию, истории), в качестве платы он брал только пищу, отказываясь от денег. Старца начали почитать за праведную жизнь, обращались к нему за советами по различным житейским вопросам. Вопрос о тождественности Фёдора Кузьмича с российским императором историками однозначно не решён. Но Фёдор Кузьмич за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора Сибирских святых.
Символом и примером для подражания всех российских дауншифтеров может послужить также всем известный главный персонаж книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». И ведь есть за что… Родители - на «юга», мамины наряды демонстрировать, а он с котом под мышкой - в бега: в деревню, глушь, Простоквашино. Где с успехом и обосновался.
Поэт Артюр Рембо бежал от проблем в дальние страны - Европы, Ближнего Востока, Африки. Его ценные наблюдения опубликованы Французским географическим обществом. Джером Сэлинджер, написав знаменитое произведение «Над пропастью во ржи», 1965 году закрылся ото всех и стал писать только для себя. Лев Николаевич Толстой в 1880 году отрекся от Ортодоксальной Церкви, титула и всех выгод высокого общества, ради уединения. И еще многих и многих других известных и просто интересных (иначе, наверное, и быть не может) людей можно причислить к так называемым дауншифтерам.
Бросить все, и - на Гоа!
У каждого свой дауншифтинг. Для кого-то он имеет экологический подтекст («употребление или выращивание органических продуктов, особое отношение к мусору и его вторичной переработке, экономия энергии»), для кого-то фокус просто смещён в сторону смены жилья и места проживания. Наши соотечественники часто воспринимают дауншифтинг как «бросить все и уехать в теплые края». Например, в Таиланд или на Гоа. Многие люди не имеют большого достатка, но хотят оставить серые будни в прошлом и жить «под солнцем». Офисные работники сдают свои квартиры в больших города, например, в Москве, и отправляются в страны Южной Азии, в Латинскую Америку - кто в «пожизненный отпуск», а кто на год-два. Русских дауншифтеров можно встретить много где. Например, на Гоа. Где-нибуль, в съемном доме на берегу моря. Многие занимаются фрилансом (многие журналисты так поступают), работают на аутсотре, например, с бывшими работодателями. В Индии, на Гоа вообще есть целые коммуны дауншифтеров, и даже предлагаются услуги, ориентированные на русских. Появился даже специальный термин - «гоашифтеры» или «гоа-синдром».
НА ДОСУГЕ: книги о дауншифтинге
Расскажем о литературе, напрямую или косвенно связанной с темой дауншифтинга. Здесь мы приведем только две книги, собственно, о дауншифтинге: российскую, содержащую реальные истории наших сограждан, и западную, которая стала классикой жанра. Остальные описанные ниже произведения лишь сопряжены с дауншифтингом, но от того не менее познавательны.
«Дауншифтинг, или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется» (Софья Макеева). Книга, выпущенная относительно недавно. Автор встретился с «экс-топ-менеджерами, бывшими офисными работниками, журналистами, маркетологами и многими другими, кто перестал гоняться за быстрыми деньгами, стоя в медленных пробках. Их иногда называют дауншифтерами, но они не просто сбавили обороты, они оптимизировали свою жизнь и теперь наслаждаются ею. Как устроить офис на пляже? На чем сэкономить время и деньги? Когда и зачем устраивать себе творческий отпуск? Есть ли жизнь после увольнения? Об этом и многом другом - на страницах этой книги. В качестве бонуса - мини-тренинги для успешной и гармоничной жизни».
«Дауншифтинг или как работать меньше и больше наслаждаться жизнью» (Джон Дрейк). Автор книги - настоящий знаток дауншифтинга. Некогда он работал в компаниях на руководящих должностях, потом - ушел в дауншифтинг. Он пишет о том, как грамотно можно повернуть свою жизнь в сторону свободы и независимости от стереотипов современного мира. Кроме того, в книге приводятся реальные истории людей.
«Богатый папа, бедный папа» (Роберт Киосаки). Хотя в книге и написано о том, как грамотно распоряжаться деньгами и их зарабатывать, жизненный принцип автора заключается в том, чтобы отказаться от «карьерно-зарплатной» гонки, умело управлять доходами, минимизировать количество рабочего времени, чтобы жить в удовольствие. Такой подход к жизни может послужить примером для будущих дауншифтеров.
«Есть. Молиться. Любить» (Элизабет Гилберт). Модная литература, модный снятый по книге фильм. Героиня, стараясь убежать от личных переживаний, отправилась путешествовать. И жизнь её изменилась. Точно так поступают многие дауншифтеры, которые осуществляют-таки давно «забитые» карьерой (часто - вполне успешной) мечты.
«Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру» (Джон Де Грааф, Дэвид Ванн, Томас Х. Нэйлор). Машина, квартира, дача, шуба, должность, статус… Как много условностей в этом мире. Общество потребления, в котором наши реальные мечты покрывают комом навязанной стереотипами пыли. И мы так живем, обманывая себя и выдавая общественные стремления за свои собственные. Нам приходится соответствовать. Эта книга - «дитя» американского телешоу, созданного журналистами и экономистами, изучающими поведение так называемых шопоголиков и людей с сильной зависимостью от моды и мании потребления.