Музей соцбыта: неваляшка, чебурашка, джинсы и рок-н-ролл


Начало 90-ых годов. Время, когда рухнул многолетний уклад жизни советского общества. Как это и положено по сценарию жизни, атрибуты прошлого стали постепенно уходить, оставляя за собой лишь воспоминания, которые с годами тускнеют.

Из повседневного употребления постепенно исчезают многие предметы. Тогда, на закате СССР, один увлеченный молодой человек из Казани свое свободное время проводил за изучением литературы о фотографии и дизайне, применяя полученные знания на практике.


Творческий, неравнодушный и дальновидный, Рустем Валиахметов решил организовать музей социалистического быта. Материала под рукой было много: советские магазины избавлялись от залежавшегося товара. А еще были комиссионки. Друзья, а позже и посторонние люди, заинтересовавшиеся будущей экспозицией «советского дизайна», приносили личные вещи.
Вначале под музей решили «переоборудовать» квартиру: просто украсили её социалистической атрибутикой. Чуть позже появилась идея сделать некую фото-дизайн студию в подвале дома. Вскоре это место превратилось в неформальную творческую площадку для художников и музыкантов.
Однажды на съемку к Рустему пришел автор-исполнитель Андрей Макаревич. Он отметил, что «это не просто студия, а настоящий музей!», и, чтобы не быть голословным, подарил настоящие «рокерские» джинсы - те самые, в которых он записывал фонограммы на легендарной битловской студии «ABBЕY ROАD» в Лондоне.


Начало было положено. Прошло не так много времени, и «к почину» присоединились многие известные российские музыканты (Чиж, Гарик Сукачев, А. Розенбаум, В. Бутусов, В. Кипелов, Е. Маргулис, С. Шнуров, гр. "Пикник", гр. "Ария", гр. "Вопли Видоплясова"…). Настоящим событием стало появление в Казани джинсовой куртки, которую в 70-х годах нобелевский лауреат Иосиф Бродский отправил из Америки поэту Ю. Кублановскому. Этот щедрый подарок музею сделал Е. А. Попов, друг писателя В.П. Аксенова.

Зимой 2011 года выставка «Джинсы как культ» (60-е - 80-е гг.) вышла за пределы подвала. Экспозиция развернулась в Музее изобразительных искусств Казани. Общественность заинтересовалась. Резонанс. Так у Рустема Валиахметова (человека очень скромного - прим. редакции) появилась возможность в партнерстве с мэрией столицы Татарстана создать в самом центре города открытый для широкого доступа Музей социалистического быта. Некогда проект «андеграундный» стал известным и открытым для всех желающих.


Музей расположен в бывшей коммуналке - квартире на 20 человек. Её площадь - около 200 кв.м. Находится она в доме, построенном в середине ХIХ в., здесь - кирпичные стены, старая проводка, «те самые» выключатели, чугунные батареи...

Первой общественной выставкой стала - «Советская школа». Многие жители Казани приняли участие в формировании экспозиции. И посмотреть на нее пришли и дедушки с бабушками, и взрослые, и их детки. Всем здесь было весело и интересно!

Все экспонаты - старые джинсы, игрушки, книги, одежды, настольные игры - можно трогать руками, примерять, играть с ними… Только аккуратно, чтобы не повредить - раритет, все-таки уже!

Принцип подбора коллекции особенный: главное - не сам предмет, а то ощущение, которое он несет, эмоции и воспоминания посетителя. В музее уже столько экспонатов, что в залах помещается только пятая часть. Поэтому здесь часто устраиваются выставки, посвященные какой-то определенной теме -«Новый год», «Советская армия», "Снова в школу"...



А совсем недавно, 20 мая 2013 года, в музее прошла выставка "Джинсы как культ - 2. Возвращение легенды!" Дело в том, именно в этот день исполнилось 140 лет со дня официального появления джинсов. Сегодня в казанском музее хранится самая большая в стране коллекция различных экспонатов, связанных с джинсовой тематикой. Выставка посвящена 60-80-м года, когда одной из самых желанных для советской молодежи вещей были джинсы. О них грезили (а достать было трудно). Если доставали - носили бережно, с гордостью.

На выставке были представлены также изделия советской промышленности - "Спорт", "Чебурашка", "Олимпиада-80", "Восход", "Звезда", "Арарат" - то, что под видом джинсов предлагалось рядовому покупателю. Отдель продемонстрировали джинсы "Тверь" из итальянской ткани. Те имели большой потенциал к истеранию (что считалось - "клевым"). Они пользовались огромным спросом у покупателей.

Посетители также смогли увидеть образцы, изготовленные так называемыми "цеховиками" на подпольных производствах и узнать, какие марки официальных джинсов можно было, отстояв огромную очередь, купить в универмаге в 70-80-ых годах прошлого века (индийские Miltons, итальянские Riorda или Rifle).


Кто Онлайн

Сейчас 19 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте