Россия: Новый транспорт Москвы - велорикши

В столице может появиться сеть велотакси, оказывающая услуги по перевозке на короткие расстояния. В частности, пассажиров предполагается возить от парков и театров, расположенных в отдалении от станций метро. Как рассказал «Известиям» заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, департамент транспорта готов оказать поддержку этому виду транспорта. Авторы идеи говорят, что поначалу велотакси можно использовать в праздничные и выходные дни, когда поток машин в Москве минимален. Однако для этого необходимо установить для велотакси особый правовой режим или внести поправки в правила дорожного движения.
Организовать сеть двухколесных такси, осуществляющих локальные перевозки (до 8–10 км), предложил гендиректор ЦНИИП велосипедного транспорта Игорь Маркин. По его словам, пешеходы могли бы воспользоваться услугами велотакси, чтобы добраться до парков, театров, музеев и других объектов культуры, расположенных далеко от метро. Кроме того, подобный транспорт можно использовать вместо автобусных шаттлов для поездок до бизнес-центров. Маркин добавил, что такие же такси могли бы ездить по пешеходным зонам, однако для этого требуется внести определенные изменения в законодательство.
— В европейских странах в зонах, где могут передвигаться только пешеходы и велосипедисты, висит соответствующий знак, которого не существует в России. Отсутствует у нас и специальная разметка для велосипедной «зебры», — сказал он. — Кроме того, по существующим правилам дорожного движения на велосипедах нельзя провозить пассажиров, если это не ребенок младше семи лет и для него нет специального сидения.
Ликсутов отметил, что велорикши будут способствовать развитию велосипедного движения в Москве, снизят нагрузку на автомобильные дороги в теплый сезон, а также благотворно скажутся на экологической ситуации. Чиновник также добавил, что департамент планирует поддержать эту идею. Однако материальное обеспечение проекта город брать на себя не готов: закупать транспорт и обучать водителей предполагается на частные средства. По данным Маркина, одна машина немецкого производства стоит порядка €7 тыс., а китайской сборки — €4 тыс., без учета расходов на растаможивание и доставку. При этом поездка на 1,2 км в среднем стоит 200 рублей, стоимость меняется в зависимости от числа пассажиров (в велотакси могут сесть максимум три человека).
По мнению Маркина, городским властям следует предоставить для сертифицированных велотакси особый правовой режим, согласовав места их передвижения с ГИБДД. Кроме того, велорикши должны ездить по специальным выделенным полосам, добавил он. Однако руководитель движения «Русвелос» Петр Дворянкин полагает, что велотакси должны ездить по дорогам общего пользования.
— Для обычных велодорожек велотакси слишком масштабные, там они будут мешать велосипедистам без пассажиров, — сказал он.— А на выделенных полосах для общественного транспорта велорикши будут мешать автобусам и троллейбусам, чья скорость, конечно, выше, чем у двухколесного транспорта.
Однако, по словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, новый вид транспорта не будет пользоваться популярностью.
— Не совсем понятно, считать его велосипедом или такси, соответственно, нужно ли там ставить счетчик, красить транспортное средство в желтый цвет, лицензировать деятельность, — сказал эксперт.
Кроме того, добавил Травин, велорикши могут свободно передвигаться только в теплое время года и только в ограниченных местах, там, где нет оживленного автомобильного движения.