Бедность не порок: Северная Корея «выплывает» на мировой круизный рынок



Бедность не порок: Северная Корея «выплывает» на мировой круизный рынок

Проржавевшее насквозь корыто, которое-то и кораблем назвать язык не поворачивается, каюты-пеналы, бочком пытаешься протиснуться внутрь, так ведь и не сразу попадаешь в цель, капитанский столик - не столик, а буфет самообслуживания, эдакая столовая «бывший друг желудка». «Гламурнее» не бывает. И вот это, с позволенья сказать, явно вышедшее в тираж плавсредство (а кто скажет, что это не так, пусть первым бросит в авторов идеи камень) под многообещающим названием «Mangyongbong» должно вывести Северную Корею на мировой рынок круизного мореплавания.

Кстати, спешим обрадовать тех, кто думает, что это лишь очередной прожект типа «нью-васюки». Не далее как вчера бывший сухогруз вышел в инаугурационное плавание со 130 пассажирами на борту, стартовав из не менее древнего порта Раджин вблизи российско-китайской границы. Проводы в путь, согласно северокорейской традиции, сопровождались красочным представлением с участием около 500 граждан страны, из которых половина была одета в темные рабочие спецовки и комбинезоны, а остальные предстали в виде служащих или в национальных одеяниях. Так все они пели и плясали на дне огромной рытвины, именуемой доком. Зрители размахивали национальными флажками и искусственными цветами, в воздух то и дело взлетали бумажные фейерверки. Из двух припаркованных рядом микроавтобусов гремела карнавальная музыка, сопровождаемая лозунгами ораторов, вещавших с крыш. Одним словом, все пели и смеялись как дети (смотри фотоленту).

Еще до того, как «лайнер» лег на курс, с напутственной речью выступил заместитель мэра города Разон (в состав которого входит и порт Раджин) Хванг Чол-нам (Hwang Chol-nam), который с огромным воодушевлением объявил стартующее предприятие частью регионального проекта развития туризма и привлечения гостей. Не меньше лестных слов прозвучало из уст чиновника и в адрес городского законодательства, в соответствии с которым гражданин любой страны может приехать сюда без оформления визы. Единственное условие: тур можно оформить только через уполномоченных операторов. И еще: сотовые телефоны просьба оставить по ту сторону корейско-китайской границы. «Гражданин любой страны (Америки, Японии, Сингапура, кто угодно) может приехать в Разон, это уже свершившийся факт, а не утопия. То же правило действует и в отношении особой экономической зоны Кумгань»,- подтвердил вице-мэр. «Любая зарубежная компания, заинтересованная в организации туров, может обратиться к нашим уполномоченным операторам, только и всего».

Все напутственные слова сказаны, и почти десять тысяч тонн железа отправляются в пробное плавание. Курс на гору Кумгань, у живописного подножия которой расположен курорт с видом на границу с Южной Кореей. За 21 час (2 дня) плавания вдоль всего восточного побережья Северной Кореи, пассажиры успели выспаться на деревянных двухъярусных кроватях. Тем, кому повезло меньше, пришлось довольствоваться матрасами на голом полу. Незатейливую еду подавали на железных подносах в помещении, чем-то напоминающим кафетерий. Из установленной на борту мемориальной доски узнаем о том, что в 1972 году на этом же корабле вышел в море основатель северокорейского государства ныне почивший президент Ким Ир Сен. Повсюду красуются алые плакаты, расписанные пламенными цитатами из его речей.

Чиновники уже пообещали спустить на воду «более респектабельный» лайнер, способный принимать на борт до 900 туристов. В качестве срока называется следующий год. На нем из Разона к горе Кумгань планируется возить до четырех тысяч туристов в сутки, на пике летнего сезона. Для сравнения: на сегодняшний день в этом периоде максимум турпотока составляет 500 человек в неделю. Пока же практически не один иностранец не рассматривает Северную Корею в качестве не только приоритетного, но и вообще туристического направления. Имеются в виду, прежде всего, граждане США и Южной Кореи, которые сражались с северянами и Китаем во время Корейской войны 1950-1953 годов.

Кстати, пока еще трудно со сколько-нибудь веской достоверностью прогнозировать объем турпотока из того же Китая. По мере роста благосостояния граждане этой страны чаще становятся туристами-иностранцами, наводняя группами Европу, Тайланд, Японию и Южную Корею. Что касается Северной Кореи, то китайцы потянулись и туда, причем число желающих растет, хотя поездки по-прежнему носят краткосрочный характер. Правда, как рассказал нам директор одной из китайских гостиниц в провинции Jilin Wang Zhijun, посетивший Северную Корею в качестве туриста-бесплатника, там, где он живет и работает, с реализацией круизов туристам проблем не будет. Дело в том, что в этих местах традиционно проживают многочисленные группы этнических корейцев, плюс регион не имеет самостоятельного выхода к морю. С другой стороны, цены придется держать на низкой отметке. Это значит, в пределах 2000 юаней (310 долларов) с человека, имея в виду ол-иклюзив на пять суток. «Народу будет уйма. Уже сейчас туристы валом валят в Разон»,- обещает Вонг, у которого не вызывает ни малейшего сомнения тот факт, что жители северо-восточной части Китая по достоинству оценят такое путешествие, коль скоро им предстоит не просто ехать, а плыть, любуясь водными просторами».

Инициативы, направленные на привлечение в Северную Корею иностранных туристов, набирают обороты на фоне непрекращающихся споров южан и северян по поводу совместного туристического проекта у горы Кумгань, сегодня, к сожалению, пылящегося на полке.

Стартовавший еще в 1998 году, он открыл для туристов возможность знакомства с изумительной по своей красоте Алмазной горой. Организацию туров взяла на себя южнокорейская компания «Hyundai Asan», открывшая здесь в том же году СПА-курорт с гольф-полем. В двухмиллионной толпе туристов с трудом можно было отыскать граждан Южной Кореи, но эта малочисленная кучка посчитала его символом сотрудничества двух Корей, которое, как они надеялись, сменит десятилетия вражды, злобы и неприятия друг друга. Увы, но после того, как в 2008 году по вине северокорейской армии здесь погиб турист из Южной Кореи, Сеул ввел эмбарго на проект. Из южнокорейской столицы в адрес Пхеньяна прозвучало требование принести извинения и разрешить проведение совместного исследования, что называлось условием возобновления совместной туристической программы, которая приносила северянам десятки миллионов долларов в твердой валюте. Но, вместо шагов навстречу, на прошлой неделе Север выслал из Кумганя «остатки» южан, пригрозив Сеулу в качестве ответной меры продажей его активов стоимостью около 320 млн. долларов. Обещания выглядели столь убедительно, что во вторник Южная Корея обратилась к инвесторам с призывом бойкотировать любые совместные северокорейские инициативы.

В сентябре же одна из зарегистрированных в Нью-Йорке компаний сообщила о подписании соглашения с Северной Кореей на «поставку» туристов в курортную зону Кумгань. Впрочем, пожелавший остаться неизвестным высокопоставленный чиновник из Южной Кореи, уже пообещал от имени своей страны своим виз-а-ви проблемы, связанные с привлечением инвесторов и туристов, которые непременно примут во внимание то, как северяне обошлись с южнокорейским бизнесом. Сейчас Министерство по объединению Южной Кореи готовит письменное обращение к посольствам всех иностранных государств. В письме будет содержаться просьба отказаться от организации туров к Алмазной горе в рамках любого нового совместного проекта, предлагаемого северокорейской стороной.

Бедность не порок: Северная Корея «выплывает» на мировой круизный рынок



Кто Онлайн

Сейчас 9 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте